2 июня 2020 года
Отношение у русского народа к народным инструментам разное: от горячей любви до полного забвения.
Немного истории об игре на домре и балалайке.
Первыми исполнителями на народных инструментах были скоморохи. При царском дворе даже существовала «Потешная палата», основу которой и составляли скоморохи, играющие на домрах, гуслях, гудках и других музыкальных инструментах.
К 17 веку скоморохи, которые переходя из города в город, много видели и много знали, стали одним из важнейших источников информации для народа (средневековый ютуб), что не особо понравилось властям. Так в 1648 году по царскому указу Алексея Михайловича Романова, представления скоморохов были запрещены, а все инструменты сожжены, и после 17 века никаких существенных упоминаний о старинной домре исследователи не находят.
Новую жизнь домра и балалайка получили в результате деятельности выдающегося музыканта, необычайно талантливого и неординарного человека – Василия Васильевича Андреева в 19 веке. Он рассматривал усовершенствованные им русские народные инструменты как могучее средство облагораживания и культурного просвещения русского народа.
В советский период до 60-х годов 20 века просветительский потенциал русских народных инструментов использовался очень широко, народные оркестры и кружки по обучению игре на народных инструментах были практически во всех клубах, а также во многих школах и вузах, и производственных предприятиях.
В 70-80 годы был перемещён акцент с развития массового музицирования на повышение уровня профессионального исполнительства на народных инструментах, что привело к сокращению числа любительских оркестров и кружков, однако классы народных инструментов открылись в музыкальных школах, и открылись кафедры народных инструментов почти во всех консерваториях и институтах искусств.
В 90-е годы культурная политика российского государства, а, точнее, её отсутствие, привело к резкому сокращению любительского музицирования на народных инструментах, прекращению издания нотной литературы и массового производства инструментов, народные инструменты исчезли и с ТВ.
Детские музыкальные школы и профессиональные учебные заведения (училища, консерватории) остались немногочисленными островками бытования народных инструментов, и поэтому в настоящее время именно они выполняют очень важную миссию – сохранение традиций музицирования на русских народных инструментах и передачу их в будущие поколения.
Балалайка и домра действительно доступны для освоения и в подростковом, и в юношеском возрасте, и даже взрослый человек может достаточно легко освоить элементарные приёмы игры, достаточные для участия в любительском оркестре. Конечно, для виртуозного овладения игрой на балалайке потребуется не меньше времени, чем для виртуозного овладения игрой на скрипке.
Немного истории об игре на гитаре.
Гитара - один из самых любимых и популярных инструментов во многих странах мира. История гитарного искусства наполнена богатыми событиями, творческими поисками, постоянным совершенствованием как самого инструмента, так и техники игры на нем.
Свой внешний вид, близкий к современному, гитара приняла лишь в XVIII веке. В настоящее время существуют несколько основных разновидностей гитары: классическая шестиструнная («испанская»), семиструнная («русская»), а также «гавайская», джаз-гитара, электро-гитара.
Родиной наиболее распространенной в мире шестиструнной гитары является Испания, семиструнной — справедливо считается Россия.
И шестиструнная гитара, и семиструнная имеют свои достоинства и традиции, каждый из этих инструментов может решать разнообразные художественные задачи. Правомерность использования той или другой разновидности гитары может зависеть только от того, какие средства выразительности нужны композитору для воплощения творческого замысла, какое образное содержание он хочет раскрыть с ее помощью.
Интересна история семиструнной гитары, получившей широкое распространение в России. Она широко вошла в музыкальный быт. Без гитары не обходилось домашнее музицирование, под ее аккомпанемент пели романсы и песни, использовали как сольный и ансамблевый инструмент. Расцвет искусства игры на семиструнной гитаре связан с деятельностью А. Сихры (1773—1850) и М. Высотского (ок. 1791—1837), крупных музыкантов своего времени.
Новый расцвет гитарного искусства происходит уже в XX веке и затрагивает все сферы: сочинение музыки, исполнительство, педагогику. Гитара занимает равноправное наряду с другими инструментами место на концертной эстраде.
В последнее время в разных странах проводятся международные конкурсы и фестивали гитаристов, классы гитары открыты во многих академиях музыки и консерваториях, функционируют многочисленные общества и ассоциации исполнителей, профессионалов и любителей, издается специальная книжная и нотная литература. Гитарная музыка постоянно звучит по радио и телевидению.
Гитарное искусство постоянно развивается, литература для этого инструмента все время пополняется новыми оригинальными произведениями в самых различных жанрах. Большая популярность гитары, ее значительные виртуозные и выразительные возможности дают основание предполагать дальнейший расцвет искусства игры на этом демократичном инструменте.
В нашей стране в концертной практике используется и шестиструнная, и семиструнная гитара. Осуществляется обучение во многих детских и вечерних музыкальных школах, студиях и кружках, профессионально научиться гитарному исполнительству можно в ряде высших и средних специальных учебных заведений, в том числе и в Брянском областном колледже искусств.
Немного истории о более молодых инструментах народного оркестра – баяне и аккордеоне.
В 1821 году мастером из Берлина Ф. Бушманом на основе губного камертона была сконструирована и изготовлена губная гармоника с 15 стальными язычками. Чуть позже Ф. Бушман присоединил к губной гармонике кожаный мех, наподобие кузнечного и получилась ручная гармоника. Эксперимент оказался удачным и Ф. Бушман вместе с отцом и братом стал изготовлять ручные гармоники для продажи.
Уже к середине 19 века производство губных и ручных гармоник в Европе было широко развито, и гармоника стала поистине народным инструментом. Этому поспособствовала дешевизна инструмента, его мобильность, легкость игры и быстрота обучения.
В те же годы гармоника начала появляться и в России, где она сразу же получила широкое распространение. В Тульской, Вологодской, Новгородской и Вятской губерниях, а в 1880-х годах — и в Тверской, Симбирской, Ярославской, Нижегородской, Волынской, Московской, Орловской и Костромской губерниях — в кустарных мастерских началось изготовление гармоник и популярность их была необычайная.
Гармоники, изготовляемые в России русскими умельцами, были различной конструкции и получали название от места их изготовления: тульская, вятская, вологодская, ливенка, петербургская, елецкая, бологоевская и др. В 1907 году мастер П.Е. Стерлигов создал новую разновидность хроматической гармоники, которая получила название – баян, в честь былинного русского певца-сказителя Бояна.
Аккордеон (от франц. accordeon) — это одна из разновидностей хроматической гармоники с правой клавиатурой фортепьянного типа, басами и готовым (аккордовым) или готово-выборным аккомпанементом в левой. В некоторых странах аккордеонами принято называть все инструменты — и с клавишами, и с кнопочками в правой клавиатуре.
Исполнители на народных инструментах удостоены высокой миссии — сохранить и передать культуру своего народа потомкам.
Входя в мир народной музыки и инструментов, мы подсознательно ощущаем в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии «пронизывают» насквозь. Инструменты народного оркестра помогают осознать, что народная музыка является неотъемлемой частью русской культуры.
Народная музыка и музыкальные инструменты естественны, привлекательны и доступны. Народная музыка и народные инструменты подготавливают детей к пониманию традиций и культуры своего народа, а впоследствии и других народов мира, что так важно сегодня.
Так пусть же маленькие балалаечники, домристы, баянисты и ложкари радуют нас своими звонкими напевами, понимая исключительную важность своего дела, а преподаватели Брянского областного колледжа искусств с большим желанием продолжат работу с выпускниками детских школ искусств по повышению уровня профессионального исполнительства на народных инструментах.
Брянский областной колледж искусств ждёт талантливых и влюблённых в народные инструменты выпускников детских школ искусств на специальности «Инструментальное исполнительство» по виду «Инструменты народного оркестра».
Концертная программа студентов-выпускников специальности «Инструментальное исполнительство» по виду «Инструменты народного оркестра» Брянского областного колледжа искусств:
- А. На Юн Кин. Концертная фантазия «Под окном черёмуха колышется» - исполняет Анна Абащенкова (преподаватель - Заслуженный артист РФ Обухов Николай Алексеевич);
- П.И. Чайковский «Осенняя песнь» из цикла «Времена года», В. Семенов «Донская рапсодия» 3 часть (Третий сказ) - исполняет Бородуля Никита (преподаватель - Заслуженный артист РФ Обухов Николай Алексеевич);
- Дилермандо Рейс. Вальс «Если она спросит обо мне» - исполняют Артем Титов, Полина Ампилова, Наталья Подымова (преподаватель - Попова Олег Александрович).